Длина 3230 мм, ширина 1400, высота 1920. Хороший платяной шкаф — и то больше. А тут — целый автобус, который в пассажирском варианте способен разместить семь человек, а в грузовом — взять на борт 450 кг груза и при этом расходовать на 100 км пути всего 4 л бензина. Daewoo Damas, сборка которого полным ходом идет в Узбекистане, — самый маленький из микроавтобусов. Даже обычные «Жигули» шире и длиннее этого «микроба».

Не верится? Вот и мы не верили, пока сами не попробовали эти забавные автомобильчики в деле.

Ключ на старт, и оба Daewoo Damas шустро выкатываются за ворота автосалона.

Первым идет люксовый вариант микроавтобуса. Нельзя сказать, что его салон микроавтобуса блещет наворотами, но все необходимое здесь есть: магнитола, кондиционер, трехточечные ремни безопасности, подголовники. Удобные сиденья можно сложить и увеличить этим объем багажника или организовать два спальных места, На полу — роскошный ковролин, а двери, которых в Damas пять (две передние распашные, две задние сдвижные и последняя, пятая, откидывающаяся вверх), обшиты тем же материалом, что и сиденья.

Однако нельзя сказать, что в машине чувствуешь себя вольготно. Причиной тому — небольшая ширина салона: Damas уже «Жигулей» на 21 см. В общем, в машине тесно. И если в первом и втором ряду с этим как-то можно мириться (все сиденья здесь раздельные), то цельный диван последнего ряда можно назвать трехместным лишь с большой натяжкой. Правильнее было бы считать его вместимость по формуле «2+0,5». То есть, два «взрослых» места и одно — для годовалого ребенка. Зато с потолком в автобусе проблем нет, и сидеть, что за рулем, что на любом другом месте в Damas можно хоть в папахе, и еще место над головой останется.

То же можно сказать о втором участнике нашего пробега — утилитарном грузовичке, который, как привязанный, все время висел на хвосте. Визуально он отличается от автобуса лишь тем, что не имеет боковых стекол. Те же формы, те же 12-дюймовые колесики, все идентично. Разница становится заметной, когда заглядываешь внутрь. Контейнер для перевозки грузов, да и только. Окрашенное в цвет кузова железо, ровный пол, фанерная — до уровня стекол — обшивка бортов. От роскоши автобуса не осталось и следа. Неизменными остались только места водителя и переднего пассажира.

Подробнее — о рабочем месте водителя. Начнем с посадки. Она такая же, как и в любом другом автомобиле «вагонной» компоновки. Горизонтальный руль, плоское торпедо, и даже педаль газа не подвешена сверху, а, как и подобает в таких случаях, «растет» из пола. Вот только щиток приборов непривычно беден. Спидометр, два датчика, один из которых — уровня топлива, а второй — температуры двигателя. Есть еще три контрольные лампочки, которые загораются в случае критического падения давления масла, уровня тормозной жидкости или отсутствия зарядки аккумулятора. Ни о каких тахометрах, вольтметрах и прочих «метрах» здесь и речи нет.

Невелико количество разного рода тумблеров — большинство сконцентрировано на подрулевых переключателях. Есть кнопки и на торпедо, но их количество обусловливается комплектацией, в связи с чем на грузовике добрую половину из них заменяли заглушки.

При всей этой бедности управлять Damas очень легко. Вот если бы не постоянное «чувство локтя»…

Большая площадь остекления предоставляет отличный обзор. Легкое рулевое управление и маленький радиус поворота позволяют разворачиваться практически на месте. Довольно упругая подвеска — спереди независимая МcPherson, сзади зависимая рессорная — неплохо справляется с нашими дорогами. Насторожила, правда, работа тормозов. Дело в том, что при экстренном торможении автомобиль сильно «кивает» вперед, и его зад буквально отрывается от земли. Если у автобуса это не очень заметно, то грузовичок подлетает сантиметров на 20. Впрочем, происходит это только в тогда, когда автомобиль не загружен полностью или хотя бы частично.

Самой большой похвалы заслуживает двигатель Damas. 760 см3 объема. Три цилиндра. «Лошадок» всего 38, а тащит 1195 кг полной массы, не напрягаясь. Работает ровно, шумит не сильно, прием — на уровне. Конечно, по нынешним меркам, 24,5 секунды до 100 км/ч — не очень. И все же не каждый «Жигуль» так побежит при своих 1300 см3. Вот только максималка невелика — 114 км/ч. Хотя для такого автомобильчика — в самый раз. Честно говоря, на скорости больше сотни ехать уже страшно — слегка штормит. Сказываются короткая база, большая высота (почти два метра) и узкая колея колес.

Неплохо работают коробки передач. На люксовом варианте установлена 5-ступенчатая КПП, а на грузовичке — 4-ступенчатая. В дальнобой на таком, конечно, не рванешь, а вот махнуть за город всей семьей на своем микроавтобусе — очень даже здорово. Тогда-то и пригодится пятая передача, позволяющая экономить бензин. Хотя Damas в принципе сложно назвать беспардонным поглотителем топлива: он потребляет, как уже было упомянуто, каких-то 4 л на 100 км, и это при баке в 37 литров. Этак на одной заправке можно 925 км проехать.

Кому пригодится Damas? И многодетной семье, и начинающему бизнесмену. Стоимость этих автомобилей, в зависимости от комплектации, — $7,5-8,5 тысяч — несравненно меньше, чем цена нового «Транзита» или «Транспортера». И места для стоянки нужно не много. Хоть на балкон ставь. А что до качества узбекской сборки, то за время теста у нас к ней претензий не было.

Daewoo Damas 0.8 MT