Развитие ребенка от рождения до 3 лет

0
(0)
Развитие ребенка от рождения до 3 лет

Ваш ребенок уникален и не похож на всех остальных детей, как внешне, так и внутренне. Поэтому развитие вашего ребенка может происходить, немного по-другому. Однако если вы взглянете на него в более широкой перспективе, то увидите, что многое и объединяет его со всеми остальными детьми. Например, все здоровые дети имеют одни и те же части тела, рождаются примерно одного роста и веса, плачут, когда голодны, и вызывают любовь у родителей.
Также много общего и в том, как они растут и развиваются физически, умственно и эмоционально. Термины «рост» и «развитие» относятся к типичным этапам, через которые проходят все дети на пути к взрослению. Термином «рост» описываются физические показатели (увеличение роста, веса, размеров головы), а «развитие» относится к овладению различными функциями, умениями (двигательными, социальными, речевыми) и к последовательным стадиям психологического созревания.

Физическое развитие ребенка

В первые дни после рождения ребенок теряет вес. Причина этого очень проста: ребенок больше выделяет (с мочой и калом), чем потребляет (с молоком), но очень скоро все меняется. В первые три-четыре месяца ребенок растет очень быстро. Затем темпы роста несколько снижаются до конца первого года жизни, а между 12 и 24 месяцами рост замедляется еще более. В дальнейшем вплоть до периода полового созревания ребенок растет более-менее равномерно, а затем происходит новый рывок. Эти закономерности отражаются в графиках роста, а также в отдельных диаграммах длины тела, веса или окружности головы в зависимости от возраста ребенка.

Критерии развития ребенка, которые называют «правилами большого пальца», часто весьма точно описывают изменения в размерах вашего малыша, все же есть много здоровых детей, не вполне подчиняющихся этим типовым закономерностям. Иными словами, хотя «правила» в целом верны, они вовсе не обязательно будут точно подходить для вашего сына или дочери. На то, каким вырастет ребенок, могут влиять многие факторы. Очень большое значение имеет наследственность, однако до двух лет сложно предсказать, каким будет рост вашего ребенка, когда он повзрослеет.

Развитие навыков ребенка

Новорожденный ребенок сильно отличается от взрослого человека. Кроме того, что он очень мал и выглядит специфически, он слабо развит, он не способен сам о себе позаботиться, не может ходить и говорить и не понимает того, что вы ему говорите. Однако вы знаете, что постепенно он будет овладевать новы­ми навыками и со временем начнет не только выглядеть, но и вести себя как взрослый человек. Он рождается маленьким и беспомощным, но в нем заложена способность овладеть всеми навыками взрослого.

Этот процесс зависит от того, как идет развитие головного мозга и всего организма до наступления полной зрелости. Например, ребенок делает первые шаги, как правило, в возрасте около года (хотя нормальный разброс колеблется от 10 до 18 месяцев). И хотя вы можете поставить ребенка на ноги и принуждать его идти и в шесть, и в семь, и в восемь месяцев, он просто не сможет этого сделать, пока, примерно в год, его мозг, нервы и мышцы не достигнут в своем развитии критической точки – необходимой степени зрелости. Конечно, тренировки способны помочь, но только после того, как эта степень зрелости будет достигнута.

Кажется, что у ребенка есть внутренняя потребность овладевать новыми навыками. Он также пытается многократно повторять новые для него действия, пока они не начнут получаться хорошо. В каком-то смысле ребенка побуждает к этому некий внутренний механизм, который одинаков для людей и который словно говорит ему, к приме­ру, что он должен вначале научиться ходить и толь­ко потом – подниматься по ступенькам или бегать, и что вначале он должен научиться произносить отдельные звуки, а уже затем складывать их в слова,, а затем – в целые фразы.
К шести месяцам ваш малыш может хорошо вас видеть, если вы будете находиться на расстоянии до двух метров от него, но вообще-то острота его зрения пока составляет лишь 20/100. (Эти числа показывают сравнение зрения ребенка со зрением среднего взрослого человека. Первое число означает расстояние тестируемого от проверочной таблицы; второе – расстояние, на котором должен находиться человек с «нормальным» зрением, чтобы видеть таблицу с той же четкостью, как тестируемый, в данном случае ребенок. Иными словами, если острота зрения вашего ребенка составляет 20/100, то он видит объект, находящийся от него в 20 метрах, так же, как видит его взрослый, находящийся в 100 метрах. (Нормальное зрение взрослого человека обозначается как 20/20.) К трем-четырем годам зрение ребенка улучшается примерно до 20/40; к пяти-шести годам – до 20/30; к семи достигает 20/20. То есть зрение у него становится таким же (или даже лучше), чем у взрослого человека.

Рост и развитие зубов

В среднем первые зубы начинают резаться у ребенка в возрасте шести месяцев. Однако, как и при других особенностях развития, разброс здесь может быть достаточно большим. Хотя это встречается редко, но некоторые дети уже рождаются с прорезавшимся первым зубом, а с другой стороны, бывают и такие малыши, у которых он появляется только в 12 месяцев. Как и когда режутся зубы, во многом определяется наследственностью; часто у ребенка, у которого зубы начинают резаться поз­дно, то же самое когда-то происходило с одним из родителей.
Первыми обычно появляются нижние центральные резцы. После этого появляются четыре верх­них резца, а за ними – боковые нижние резцы. Следующими обычно прорезываются первые моляры, это происходит около 18 месяцев. При этом между боковыми резцами и молярами остается промежуток, потому что клыки появляются уже после моля­ров. Последние из 20 молочных зубов – это вторые моляры, которые появляются за первыми пример­но в два с половиной года. Хотя у многих детей зубы появляются примерно в это время и в обычном порядке, но и здесь возможны многочисленные вариации, которые также являются нормой.

Развитие речи ребенка

Головной мозг ребенка лучше, чем мозг взрослого, приспособлен к обучению языку. Ребенок обладает не только «встроенным» механизмом для приобретения способности общаться с помощью речи, но и непреодолимым стремлением к овладению ею. Как и во многих других аспектах роста и развития, здесь тоже существует определенная последовательность этапов, в результате которых ребенок полностью овладевает речью.

Для того чтобы это умение сформировалось, ребенок должен одновременно развивать три процесса: восприятие, обработку и произношение. Он должен осознать разницу между речью и прочими звуками, а также научиться различать огромное, количество комбинаций звуков, которые составляют речь. Кроме того, он должен каким-то образом научиться определенным сочетаниям звуков, которые представляют собой слова, и с помощью интуиции расшифровывать их значение в речи других людей. И наконец, когда он будет знать, что ему нужно сказать, ему необходимо будет суметь так управлять ртом, губами, языком и дыханием, чтобы произнести нужные звуки.

Кажется, просто понять, что «мама» означает «мать». Но, однако, если за малышом ухаживает «мама», означает ли это слово «мать», «женщину-, «взрослого человека», «того, кто ухаживает» или «высокого человека с длинными волосами»? Рас­познавание смысла абстрактных понятий, таких как цвета, ниже и выше, плохо и хорошо – еще более сложная задача. Однако все здоровые дети с ней справляются. Но затем сложности лишь увеличиваются: ребенку требуется освоить построение фраз, грамматику, времена глаголов, единственное и множественное число, местоимения и такие задачи, как различение разных смыслов одного и того же слова или слов, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

С чего начинается развитие речи ребенка

Вначале ребенок изучает выражение лиц взрослых, когда они разговаривают с ним, и пытается копировать те движения губ, от которых получаются различные звуки. В первые месяцы жизни он экспериментирует со звуками и очень радуется, когда ему удаются новые звуки и шумы. К пяти-шести месяцам ребенок уже умеет произносить разнообразные звуки и даже кричать по-разному.

В семь-восемь месяцев он может начать проговаривать повторяющиеся слоги – «да-да-да» или «на-на-на». Вскоре появляются и первые настоящие слова. Однако в развитии речи ребенка более, чем практически во всех остальных аспектах развития, рамки нормы чрезвычайно широки. Есть дети, которые отличаются особенно ран­ним речевым развитием и произносят много слов еще до своего первого дня рождения, а к двум годам говорят полноценными фразами. Но есть и «поздние» говоруны – обычно те, у кого в родне тоже начинали говорить поздно, – кто к полутора годам осваивают лишь несколько слов, а говорить целыми фразами начинают уже после трех лет.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *